Главная
385 Обсудить

Конечным тузом SpaceX в его денежной дыре является интернет-бизнес Starlink.

В докладе 2018 года о состоянии спутниковой отрасли, обосновывающий решение SpaceX о расширении бизнеса проектом Starlink, было резкий контраст. Отчет демонстрировал, насколько крошечным является рынок орбитальных запусков в сравнении с рынком, который эти самые запуски производит.

Прежде всего, следует признать, что невероятные успехи SpaceX за последнее десятилетие в создании ракетоносителей были явно направлены на снижение стоимости выхода к орбите. Если востребованный товар каким-то образом продается за меньшую сумму, можно было бы ожидать, что больше людей смогут и захотят его купить. По мнению базовой экономики напрашивается вывод, что ожидается последующий рост спроса на вывод к орбите.

На деле, хоть рынок запусков аналогичен, но также очень отличается в том смысле, что простое достижение орбиты практически не имеет собственной ценности - ценным его делают полезная нагрузка, спутники, космические аппараты и люди, которые доставляются туда.

Как следствие, если стоимость доступа к орбите резко падает (поскольку SpaceX надеется повторно использовать свои аппараты), а стоимость груза, который должен быть там размещен, остается прежней, то не будет никакой причины для увеличения спроса на запуски. Для этого необходимо, чтобы цена спутников, которые являются основой рынка запусков, также уменьшалась.

Проект Starlink - внутренние усилия SpaceX в создании, почти с нуля, собственных, высоконадежных, дешевых и массово-производимых спутниковых аппаратов, а также подавляющего большинства всего оборудования и программного обеспечения, необходимого для реализации и эксплуатации обширной, широкополосной, орбитальной сети. Не будем забывать такие фирмы, как OneWeb и исследующие ландшафт компании, ориентированные на создание миниатюрных спутников нового поколения. Учитывая все это, сцена действительно начинает меняться к лучшему, когда затраты на орбитальные нагрузки снижаются так же резко, как и стоимость их запуска.

Если рассматривать данную сферу шаг за шагом - производство и эксплуатация космического корабля и космических аппаратов, сервис и связь - все это не простая задача. А вот рынок ракетных запусков составляет менее 2% всей коммерческой спутниковой отрасли, в то время как услуги (телекоммуникации, наблюдения Земли, наука и т. д.) и оборудование (пользовательские терминалы, GPS-приемники , антенны и т. д.) составляют более 93%. Даже производство аппаратов, являющаяся отдельным рынком, более чем в три раза больше, чем индустрия запусков - 15,5 млрд долларов против 4,6 млрд долларов в 2017 году.

Другими словами, даже если SpaceX сможет уменьшить стоимость Falcon 9, Heavy и BFR в 10 раз, а рынок запусков в результате увеличится экспоненциально (скажем в 50-100 раз), данная отрасль по-прежнему будет страдать из-за застоя в производстве спутников. Проще говоря, едва ли можно много заработать на запуске ракет, по сравнению с буквально любой другой космической отраслью.

Таким образом, Starlink, несомненно, является самым перспективным проектом SpaceX, который значительно увеличит доход компании. Полученную прибыль можно будет инвестировать непосредственно в ракетоносители, использование космических ресурсов, межпланетные колонии и многое другое, одновременно производя революцию в глобальной свободе связи.

0